"Well here's another place you can go
Where everything flows
Looking through the bent backed tulips
To see how the other half live
Looking through a glass onion".
"Одна половина мира не знает, как живёт другая".
Where everything flows
Looking through the bent backed tulips
To see how the other half live
Looking through a glass onion".
Beatles, "Glass Onion"
"Одна половина мира не знает, как живёт другая".
Франсуа Рабле, "Пантагрюэль"
Очень интересная статья » о многоквартирных домах для бедняков в Нью-Йорке середине позапрошлого века, когда его захлестнули волны иммигрантов и когда городское население удваивалось каждые десять лет.
Вряд ли где-либо ещё возможно добуквенное цитирование этой страницы истории Америки, но любопытно взглянуть на эволюцию доступного жилья для нищебродов. Сегодня многие вещи кажутся немыслимыми, а тогда... а тогда они привнесли терпкий социальный привкус в пёстрый колорит тогдашнего Нью-Йорка.
Вот план типового этажа одного их таких домов: 7,6 метра в ширину и где-то 30,5 метров длиной, высотой шесть этажей.
В нём жили 26 семей: средняя площадь квартиры составляла где-то 30 м², жилые комнаты (12 м²) имели естественное освещение, а спальни(по 4 м²) — нет. Без кухни, без ванной комнаты и даже без туалета. Еду готовили на очаге прямо в жилой комнате, воду для готовки и мытья носили в вёдрах с заднего двора, где была общественная колонка. Туалеты были там же или в подвале здания, причём нечистоты просто сбрасывались в выгребную яму — о таких излишествах цивилизации, как водяной водяной затвор, здесь даже и не мечтали.
Долго продолжаться это не могло, и в 1879 году Ассоциация жителей Нью-Йорка (Citizens Association of New York) решила побороться с вопиющей антисанитарией и добилась принятия закона, по которому, помимо кухонь с проточной водой и ванных в подвалах,..
Но при этом ни размеры окон, ни минимальное расстояние от них до стены соседнего дома не оговаривались. Так что находчивые домовладельцы легко нашли способ, как выполнить это обременительное условие и при этом избежать убытков — они стали ставить жилые секции торцом к улице, вплотную друг к другу, оставляя между ними лишь узкую щель, которая иногда достигала 30 см в ширину и 180 см в длину. Для неё в боковых фасадах домов делались "выгрызы", отчего они в плане напоминали гантели. Их так и называли — dumbbell.
Через эти "вентиляционные" щели в комнатки проникал свет и воздух, но только до тех пор, пока они не оказывались заваленными зловонным мусором, поскольку жильцы использовали их в качестве мусоропроводов.
Страшно даже представить себе, что оказывалось порой на их дне, вот характерные свидетельства »:
"Вентиляционная шахта была ужасным изобретением. Даже если все окна до единого было плотно закрыты, они служили слуховой трубой и вы могли слышать, что делал каждый. По дну сновали крысы, и всегда существовала опасность возникновения пожара. Спичка, небрежно брошенная пьяным жильцом, в один момент охватывала пламенем всё здание".
"Дно было забито отвратительными вещами. Поскольку доступа туда не было (человек не мог протиснуться в слишком маленькие окна, чтобы попасть внутрь), оно служило хранилищем ужасных мерзостей, от которых люди хотели избавиться. Ржавые ножи и пропитанная кровью одежда были самыми невинными из того, что туда бросали".
"Когда однажды Франси заглянула в шахту, она вспомнила слова священника о чистилище и подумала, что оно должно быть таким же, как дно вентиляционной шахты, но только больше".
"Дно было забито отвратительными вещами. Поскольку доступа туда не было (человек не мог протиснуться в слишком маленькие окна, чтобы попасть внутрь), оно служило хранилищем ужасных мерзостей, от которых люди хотели избавиться. Ржавые ножи и пропитанная кровью одежда были самыми невинными из того, что туда бросали".
"Когда однажды Франси заглянула в шахту, она вспомнила слова священника о чистилище и подумала, что оно должно быть таким же, как дно вентиляционной шахты, но только больше".
Об ужасающих условиях жизни нищебродов сытому и самодовольному обществу стало известно из фоторепортажей журналиста Якоба Рииса »», который сделал в трущобах кучу снимков с помощью магниевой фотовспышки. Долгое время его фотографии не решалась напечатать ни одна из газет, тогда он написал книгу о том, как живёт "другая половина" — "How the Other Half Lives" »». Название для неё он взял из Франсуа Рабле(она вынесена в эпиграф).
В 1889 году книга Рииса произвела фурор, и вскоре были приняты новые нормы проектирования жилых домов — так называемый New Law (в отличие от Old Law). Отныне замкнутые в плане вентиляционные щели должны были быть шириной не менее 7,3 метра, а имеющие выход — не уже 3,2 метров.
Кстати, в Санкт-Петербурге в то время Строительный устав позволял делать световые колодцы (только для подсобных помещений! типа кухонь, постирочных и пр.) площадью до 4,5 м², а расстояние от окна до глухой стены должно было быть не менее 6,4 метров, до стены с окнами не менее 12,5 метров — в два раза больше, чем в домах-гантелях.
В итоге Теодор Рузвельт назвал Рииса "лучшим американцем" и "разгребателем грязи", вот так-то. Но какой бы пафосной ни была оценка его заслуг перед обществом, грязь до конца разгребать не стали — до сих пор на карте нижнего истсайда встречаются дома-гантели, они благополучно дожили до наших дней. И страшно даже представить, в каких условиях приходится жить их обитателям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий