30 нояб. 2011 г.

Керамический дель арте: порчелланато, терралья и другие


От восторгов и умилений перехожу к конкретике. Которой оказалось неподъёмно много — в разных сочетаниях состав глины и глазурей, а также технология обжига определяют свойства плитки и область её применения.

Если не усложнять, то плитка может быть из красной или белой глины, добавки (флюсы, шамот и т.д.) не меняют главного: первая более пористая и менее прочная, нежели вторая. При одинарном обжига в плитке образуется меньше пор, нежели при двойном, но в этом случае усадка больше, а швы толще. И ещё чем выше температура обжига, тем лучше спекается черепок, тем меньше пор. Это тоже данность. Наконец, внешний вид плитки определяется росписью (над- и подглазурной), глазурями и прочим. Всё остальное — от лукавого. :)

И всё же я пробегусь по её основным типам, а заодно познакомлюсь с некоторыми хитроумными терминами, чтобы не пугаться их в будущем. Итак.


1. Плитка однократного обжига — монокоттура (monokottura)

Такую плитку формуют, покрывают глазурью и обжигают один раз. Всё вроде бы замечательно, но в этом случае изделия подвергаются повышенной усадке, из-за чего их приходится калибровать. Зато однообжиговая плитка, как правило, низкопористая, и её можно использовать в качестве напольного покрытия.

ПОРЧЕЛЛАНАТО (porcellanato)
Чтобы уменьшить усадку в процессе обжига, используются специальные смеси. А для уменьшения пористости плитку делают из фарфоровой глины, в результате получается "порчелланато" (он же керамический гранит, или грес, или колор-масса — всё это разные названия фарфоровой плитки). Скол у неё стекловидный, поэтому её обычно не глазуруют, в этом нет смысла.


Для напольного покрытия это идеальное решение, при хороших прочностных свойствах такое разнообразие фактур, форм и размеров, богатая цветовая палитра — до сих пор в силу сложившихся стереотипов я почему-то представляла себе фарфор непременно белым! или коричневым, спёкшимся до камня. »»
 

Да, осталось только добавить, что плитки порчелланато иногда не просто калибруют, а подвергают дополнительной механической обработке, чтобы их соответствие заданным размерам было идеальным — такие плитки называются ретифицированными (rettificato) в одном калибре (monocalibro). Вроде бы их можно укладывать вообще без шва! потрясяюще. »

КОТТО (Cotto, Terra Cotto, terracotta)
Неглазурованная плитка из красной глины, очень прочная. Несмотря на одинарный обжиг, она довольно высокопористая, но её поры имеют спиралевидное строение, поэтрому она почти не впитывает воду, и её можно использовать в качестве напольной. »»»»»


Плитку котто называют ещё флорентийской, тосканской, она идеально вписывается в рустикальный или этнический стиль. Чтобы уменьшить пористость, плитку котто натирают восковой мастикой.


Особенно мне понравились модули в деревянной обвязке », исторически это не случайно: ведь паркет был призван заменить собой каменный пол, и, возможно, это происходило постепенно, и такой вариант был одним из промежуточных этапов?

КЛИНКЕР
Такую плитку формуют из шамота (точнее, из глины с добавлением шамота — измельчённой керамической крошки) и обжигают при очень высокой температуре, 1250°С. »


Поверхность клинкерной плитки может оставаться неглазурованной, покрываться глазурью или солью — тонким слоем стекла.


2. Плитка двукратного обжига — бикоттура (bikottura)

После первичного обжига плитку покрывают глазурью, расписывают и обжигают повторно. Усадка при такой технологии маленькая, но плитка получается высокопористая, и её можно использовать только для отделки стен.

МАЙОЛИКА (maiolica)
Плитка прессуется из красной глины, покрывается непрозрачной глазурью, расписывается и обжигается повторно »». Азулежу, например, тоже можно назвать майоликой (но причислить к ней поливную керамику с надглазурной росписью разноцветными глазурями было бы опрометчиво, профессионалы могут обидеться »). 


Название своё майолика получила от острова Мальорка, откуда мавританская плитка попала в Италию. Черепок у такой плитки пористый, поэтому её чаще используют для отделки стен », нежели полов. Собственно, на вот этой картинке »» хорошо видно, что происходит, если майолику использовать в качестве напольного покрытия (это "дамский замок" Шенонсо »).

МЕТЛАХСКАЯ ПЛИТКА
Идею технологии метлахской плитки подсмотрели на археологических раскопках древнеримской виллы, пол которой был покрыт разноцветной мозаикой ». Её прессуют из разноцветных тугоплавких глин (поэтому она прокрашена по всей толщине, а не только на поверхности) и обжигают при температуре 1200°С, из-за чего черепок становится очень плотным, так что полученную плитку можно укладывать на пол. »»


Надо сказать, что Питер метлахская плитка завоевала ещё в конце XIX века. Не могу не дать здесь ссылки на журналы её преданных поклонников. »»»



ТЕРРАЛЬЯ (terralia)
А если эту фаянсовую плитку расписать и покрыть глазурью, то это уже терралья. Из-за высокой пористости терралья используется для отделки стен. И ещё вроде бы она очень дорогая, поэтому её популярность падает.

На этом первое знакомство с традиционными персонажами керамического театра можно считать состоявшимся. И в не столь отдалённом будущем я надеюсь вообще стать своим человеком за его кулисами. :)))


P.S. Интересно, почему "коттура"? ведь вообще-то на латинском это "cocture" — "коктура"! ». Странно, но боюсь утонуть в этимологических глубинах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий